Один в киноиндустрии не воин
Сценаристка Анастасия Кутеева делится своим опытом работы в сценарной комнате
Настя сразу и охотно согласилась на интервью. Когда она сама только начинала свой путь в кино, ее очень интересовал вопрос, как сценаристы приходят к успеху и начинают зарабатывать деньги. Так что сейчас, когда сценарный труд ее полностью обеспечивает, она готова делиться опытом с другими.
С Настиной сценарной работой я уже была знакома – в качестве домашнего задания в Академии Коммуникации Wordshop мне досталось составить смету и КПП именно для ее короткометражного сценария — милейшей комедии с элементом «дня сурка» – «Я свалю из этой жопы». Текст стал обладателем второго места на питчинге, организованном Академией Коммуникаций Wordshop и крупнейшим производителем видеорекламы Park Production в рамках фестиваля «Святая Анна». Анастасия собирается снимать эту комедию сама уже в сентябре.

По сюжету девушка из маленького городка, устав от провинции, гхэкающих людей и бесперспективности собственного бытия, хочет бросить все и уехать в большой город. Она, как и многие другие, мечтает о принце на белом «Мерседесе» и сумке «Биркин», вместо соседа-алкоголика и клетчатой китайской авоськи. Но, опаздывая на поезд, попадает во временную петлю. Теперь каждое утро она пытается успеть на поезд, но ей мешает встреча с суженым. И только когда героиня понимает, что и в маленьком городе можно быть счастливой, она разрывает временную петлю и остается в своем родном городе.
«Это простая история, актуальная во все времена, – заключает Анастасия. – Про маленького русского человека из маленького города.

Моя мама родом из маленького города, и я каждое лето проводила на ее родине. Привет, Мичуринск! – У меня там куча братьев и сестер. И чем старше я становлюсь, тем больше люблю маленькие города. Я приезжаю туда и чувствую настоящую Россию! Эту фактуру, эти домики с наличниками на окнах. Сейчас маленькие города под большой угрозой, потому что идет огромный отток молодежи. Конечно, в больших городах больше возможностей. Но я считаю, что все начинается с человека: можно остаться и самому изменить свой город и быть счастливым там.

Уже около полутора лет я работаю сценаристом в кинокомпании LOOK FILM. У нас есть небольшой штат сценаристов, и это большая удача попасть в продакшн на постоянку. До недавнего времени я работала вдвоем с Екатериной Сазоновой (в сценарном портфеле которой сериалы «Вы все меня бесите», «Закрытая школа» и др.); сейчас нас уже трое, Катя – главный автор, и мы в основном работаем над ее идеями. При этом нам можно и нужно приносить и свои заявки. Но я пока ленюсь это делать. Сейчас мы пишем классный сериал, который будет снимать очень талантливый режиссер! Очень хочется похвастаться – какой именно, но пока нельзя. Зато могу похвастаться полным метром по моему сценарию «Крошка», который скоро будет готов и выйдет на экраны.

Я приехала в Москву из Санкт-Петербурга, откуда я родом и где училась на сценарных курсах у Аллы Дамскер. Она замечательный педагог и очень требовательный редактор. На тех курсах мне не удалось ничего завершить: перфекционизм не давал покоя – надо было постоянно переписывать и переделывать. Зато я получила отличную закалку и на последующие – «надо переписать» и «здесь герой не действует» – реагировала спокойно, потому что это часть работы.

Когда я пришла в сценарную мастерскую к Юрию Короткову (в Академию Коммуникаций Wordshop) – он оказался совершенным антагонистом моего первого педагога. Спокойный, тихий. Он сразу сказал: «Настя, пишите, как пишется», — когда я по привычке редактировала себя на первых этапах создания сценария. И с этого совета начался мой первый сценарий полного метра – «Крошка», который потом на питчинге в рамках фестиваля «Начало» заметил режиссер, продюсер Сергей Тютин, – он его и снял.
Вот вам мой первый совет: когда вы творите, нужно быть творцом – не нужно быть критиком. Хочется писать про вертолеты, которые взрываются, – не надо держать в голове, что бюджет этого не позволит. Не надо себя сразу редактировать и обрубать крылья своему внутреннему творцу. Первый драфт должен быть очень легким: я первый драфт своего сценария «Крошка» написала за два месяца, если не меньше. Второй свой полный метр в мастерской Юрия Короткова я написала вообще за две недели. Да, его еще надо переписывать, дорабатывать, но там есть с чем работать. А если работа не идет, значит в самой истории что-то не то.

Уже потом вы будете встречаться с продюсером, режиссером вашего фильма, которые будут вас редактировать, говорить, что не так. И вы будете переписывать и переписывать.

Этот второй полный метр я и защищала в качестве диплома в Wordshop. Пусть он и был сырым, зато новым, а «Крошку» уже все знали. Я понимала, защита диплома – это еще один питчинг, еще одна возможность продемонстрировать продюсерам и будущим работодателям, на что ты способен.

Отсюда мой второй совет: не относитесь к выпускному экзамену в киношколе как к внутреннему междусобойчику – это еще одна возможность заявить о себе и продать сценарий. Используйте этот шанс! На свой дипломный экзамен мы, будучи студентами, сами позвали тех людей, которым хотели представить свои сценарии, которые нам были бы полезны – продюсеров, представителей сценарных и креативных агентств. Мой новый проект заинтересовал представителя кинокомпании «Базелевс» и понравился продюсеру Анастасии Акопян – теперь он ждет ее.

Еще один путь в профессию – официальная электронная почта кинокомпаний. Есть всеобщее убеждение, что отосланные туда письма никто не читает. Это не так!

Моя подруга-сценарист Юля, у которой не было никаких специальных знакомств и связей, написала заявку на проект – и стала ее рассылать всем кинокомпаниям и продакшнам, которые только могла найти в интернете. Кстати, заведите себе табличку с почтами кинокомпаний и личными контактами продюсеров (у меня такая есть). В результате ей позвонили из компании «Арт Пикчерс» и пригласили на встречу, потому что ее заявка была действительно хорошей и с коммерческим потенциалом.

Думайте прежде всего о качестве материала, а уже потом – как его продать и снять: на каждый продукт найдется покупатель, на каждый сценарий найдется свой продюсер. Если вы действительно пишите хорошо и на актуальные темы, вас заметят!

Так вышло и у меня. В сценарную комнату я попала по объявлению на фейсбуке. В объявлении просили прислать, что есть написанного в жанре комедии. У меня был написан пилот серии комедийного сериала. Я его переслала Кате Сазоновой (объявление было от нее) – ей понравилось, мы встретились. Как я поняла, Катя искала адекватного человека (а среди сценаристов много неадекватных). Я была готова сделать тестовое задание, но Катя сказала, что не верит в тестовое задание, и предложила просто попробовать вместе работать.

Что такое сценарная комната? По сути дела, это кабинет, где сидят сценаристы и работают. Мы придумываем заявки и отправляем главному продюсеру. Если он утверждает заявку, то отправляет ее на каналы, и если те проявляют интерес, мы начинаем ее разрабатывать. Как правило, мы одновременно работаем над несколькими заявками.
Есть и другой вариант работы сценаристов в авторской группе – это работа над конкретным проектом. Разрабатывают заявку и, если она выстреливает, ищут авторов уже под конкретный проект. Это работа не в штате, так как когда проект заканчивается, сценарную группу чаще всего распускают. Но если вы зарекомендовали себя в одной сценарной комнате, то вас позовут и в другую.

Как происходит процесс работы? Мы собираемся в офисе, перечитываем материал, написанный в предыдущий день, и пытаемся разработать его дальше. Проще говоря, происходит мозговой штурм. Мы можем посмотреть какое-то видео, кусочек фильма, вспомнить какое-то литературное произведение, чтобы нащупать тему, разговариваем о жизни, но касательно нашего сюжета. Если мы придумываем что-то и приходим к общему знаменателю, то это записывается в гуглдок – там, кстати, удобно работать группой.

У нас есть рабочее пространство, расписание и график. Как бы мне не мечталось о полной свободе, на данном этапе это невозможно: работа в группе требует дисциплины и соблюдения графика.

Раньше я не представляла себе возможным – делить свой сценарий с другим автором. А теперь не представляю свою работу вне сценарной группы. Вы разговариваете, вы делитесь опытом – это так здорово!

Конечно, есть много сложностей, связанных с работой в группе: вы можете не сойтись во мнениях, во взглядах на жизнь и в понимании истории в целом. Да даже если ваши жизненные темпы и ритмы не совпадают – это уже проблема. Бывает, мы спорим и даже ругаемся. Но главное не молчать и защищать свою точку зрения – для этого тебя и взяли на работу. Просто делать это нужно тактично, и всегда держать в голове, что это работа».

Беседовала Наталия Егорова